Константин Филиппович Аксёнов, лётчик, Герой Советского Союза (18.08.1918 - 7.11.1966).
ДОНСКОЙ КАЗАК ИЗ СТАНИЦЫ ПРОЛЕТАРСКАЯ
Константин Филиппович Аксёнов родился 18 августа 1918 года в станице Пролетарская, ныне город Пролетарск, Ростовской области в семье Филиппа и Фиры Аксеновых
На снимке: Филипп и Фира Аксёновы. Фото из семейного архива Л.С.Паньковой, племянницы К.Ф.Аксёнова.
Отец Константина Филипповича, Филипп Иольевич (1893 – 1969), - потомственный казак. Родился 18 октября 1893 года в семье донского казака Аксенова Иолия Аксеновича в станице Великокняжеская Северо-Кавказского края (после революции переименована в Пролетарскую).
Жили на хуторе зажиточно, держали скотину, лошадей, бахчи. Семья была большая: родители, старшая сестра Анастасия, брат Георгий и сам Филипп, да еще у них с детства жила родственница – сирота Марийка. Филипп окончил 4 класса церковно-приходской школы.
Анастасия вышла замуж и уехала с мужем в город Сальск. Женился Георгий, затем и Филипп – на донской казачке Фире Яковлевне. Отделяться сыновьям отец не разрешил.
Оба сына служили в казачьем войске, сражались за царя и Отечество в Первой мировой войне. Филипп Иольевич за геройскую службу был награжден Георгиевским крестом.
В 1914 году у Филиппа и Фиры родился сын Владимир, а в 1918 – будущий Герой Советского Союза - Константин.
Грянула революция.
Пути братьев разошлись: Филипп пошел за красных, а Георгий принял сторону белых.
В 1920 году у Филиппа и Фиры родилась дочь Вера.
Времена были тяжелые и противоречивые. Братья со своими семьями продолжали жить вместе с родителями на хуторе. Отношения были враждебные, но Иолий Аксенович держал всех в строгости, соблюдая казачьи устои. Когда до станицы докатилась Гражданская война, братья ушли воевать за противоположные стороны.
В начале 30-х годов семью Аксеновых раскулачили.
Филиппа Иольевича с Фирой Яковлевной и детьми в 1934 году сослали в Сибирь, в город Омск. http://memory.cdo-revda.edusite.ru/p74aa1.html#don_kazak
Из наградного листа:
Константин Филиппович Аксёнов родился 18 августа 1918 года в станице Пролетарская, ныне город Пролетарск, Ростовской области в семье Филиппа и Фиры Аксеновых
На снимке: Филипп и Фира Аксёновы. Фото из семейного архива Л.С.Паньковой, племянницы К.Ф.Аксёнова.
Отец Константина Филипповича, Филипп Иольевич (1893 – 1969), - потомственный казак. Родился 18 октября 1893 года в семье донского казака Аксенова Иолия Аксеновича в станице Великокняжеская Северо-Кавказского края (после революции переименована в Пролетарскую).
Жили на хуторе зажиточно, держали скотину, лошадей, бахчи. Семья была большая: родители, старшая сестра Анастасия, брат Георгий и сам Филипп, да еще у них с детства жила родственница – сирота Марийка. Филипп окончил 4 класса церковно-приходской школы.
Анастасия вышла замуж и уехала с мужем в город Сальск. Женился Георгий, затем и Филипп – на донской казачке Фире Яковлевне. Отделяться сыновьям отец не разрешил.
Оба сына служили в казачьем войске, сражались за царя и Отечество в Первой мировой войне. Филипп Иольевич за геройскую службу был награжден Георгиевским крестом.
В 1914 году у Филиппа и Фиры родился сын Владимир, а в 1918 – будущий Герой Советского Союза - Константин.
Грянула революция.
Пути братьев разошлись: Филипп пошел за красных, а Георгий принял сторону белых.
В 1920 году у Филиппа и Фиры родилась дочь Вера.
Времена были тяжелые и противоречивые. Братья со своими семьями продолжали жить вместе с родителями на хуторе. Отношения были враждебные, но Иолий Аксенович держал всех в строгости, соблюдая казачьи устои. Когда до станицы докатилась Гражданская война, братья ушли воевать за противоположные стороны.
В начале 30-х годов семью Аксеновых раскулачили.
Филиппа Иольевича с Фирой Яковлевной и детьми в 1934 году сослали в Сибирь, в город Омск. http://memory.cdo-revda.edusite.ru/p74aa1.html#don_kazak
Константин Филиппович Аксёнов - заместитель командира эскадрильи 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта
Гвардии старший лейтенант Аксёнов к марту 1945 года совершил 130 боевых вылетов, из которых шесть на разведку, 83 на бомбардировку железнодорожных эшелонов, мостов, речных переправ, скоплений живой силы и техники противника с пикирования, десять — в качестве «свободного охотника».
Шесть раз руководил группами.
78 раз летал во главе звена.
15 раз участвовал в воздушных боях, имея на своём счету два лично сбитых истребителя и три в групповых боях.
2-я эскадрилья, в которой служил Аксёнов, по своим бомбовым ударам считалась одной из лучших в корпусе и армии.
Она первая применила способ бомбометания с пикирования и была новатором в обработке целей методом замкнутого круга. Сам Аксёнов в полку имел репутацию лучшего снайпера-пикировщика.
БОЕВОЙ ПУТЬ
27 февраля 1943 года во время боёв по ликвидации Демянского плацдарма противника Константин Филиппович Аксёнов выполнял боевое задание в районе Старой Руссы.
Огнём вражеской зенитной артиллерии был подбит правый мотор его самолёта. Несмотря на это Аксёнов на одном двигателе успешно выполнил поставленную задачу и почти неуправляемый самолёт посадил на «брюхо» на своей территории.
За это был представлен к правительственной награде - Ордену Отечественной войны I степени, но был награжден Орденом Отечественной войны II степени.

Гвардии мл.лейтенант АКСЁНОВ работал командиром звена, показал себя как дисциплинированный к себе и подчиненным командир. Свое звено на боевое задание ведет уверенно, в воздухе действует решительно, быстро и правильно принимает решения, имеет 34 успешных боевых вылета. Общий налет на самолете Пе-2 – 120 часов.
При выполнении боевого задания 27 февраля 1943 года был подбит зенитной артиллерией противника в районе Старая Русса. Гвардии мл.лейтенант АКСЁНОВ умело посадил самолет на «живот», спас жизнь экипажу и машину.
В марте 1943 года младший лейтенант Аксёнов был переведён командиром звена в 321-й бомбардировочный авиационный полк, вскоре получивший наименование 82-го гвардейского. Тогда же 263-я дивизия была преобразована в 1-ю гвардейскую бомбардировочную авиационную дивизию.
В марте - июле 1943 года 82-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк в составе корпуса был переведён на Воронежский фронт и вёл налёты на гитлеровские войска с аэродрома вблизи города Россошь (Воронежская область).
С июля 1943 года — на Степном фронте.
Участвуя в Курской битве, Аксёнов совершил 31 боевой вылет, нанёс врагу значительный ущерб, за что был награждён орденом Красного Знамени.

Из наградного листа:
В Отечественной войне участвует с октября 1942 года на Калининском, Волховском, Северо-Западном, Воронежском, Степном, 2 и 1 Украинских фронтах. За этот период совершил 93 успешных боевых вылета, из них с пикирования 45. За участие в ликвидации опорного пункта СТАРАЯ РУССА, за совершение 34 успешных боевых вылетов награжден орденом «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1 СТЕПЕНИ» 29.7. 43 г.
За участие в ликвидации июльского наступления немцев на БЕЛГОРОДСКО-ХАРЬКОВСКОМ направлениях и произведенные 19 успешных боевых вылета награжден орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 31. 8. 43 г.
Гвардии лейтенант АКСЕНОВ самый храбрый, в совершенстве владеющий техникой пилотирования на самолете ПЕ-2 летчик, отлично выполняющий самые сложные боевые задания командования и в самых сложных условиях воздушной обстановке всегда выходит победителем, проявляя в бою смелость и разумную инициативу. После последнего награждения совершил 40 успешных боевых самолетовылетов. Боевые задания всегда выполнял на хорошо и отлично. Выполняя боевое задание командования по разрушению ж.д. мостов и переправ на Днепре в районе Днепропетровска и Кременчуга в составе 9 самолетов ПЕ-2, несмотря на сильное насыщение ЗА и ИА противника, прямые попаданием с пикирования уничтожено до 30 автомашин с живой силой и техникой противника и выведен из строя на некоторое время Кременчугский мост, за что получил благодарность от командира корпуса.
21.9.43 года выполняя боевое задание в составе 9 самолетов ПЕ-2 по разрушению ж.д. стрелок на станции ВЕРХОВЦЕВО, при подходе к цели группа была атакована 6-ю МЕ-109 и заградительным огнем ЗА противника. Но не смотря на это группа прорвалась к цели и прямым попаданием с пикирования, успешно отражая атаки истребителей и смело маневрируя в зоне зенитного огня, прямым попаданием уничтожила 5 эшалонов с отходящими войсками и техникой противника, разрушила входные и выходные стрелки. Результаты бомбардирования подтверждены фотоснимками и наблюдением экипажей.
6.10. 43 года была поставлена задача уничтожить – сильно укрепленный пункт противника в групповом бою сбит 1 МЕ-109. Задание выполнено на отлично – уничтожен одни склад ГМС и 45 автомашин, что подтверждено фотоснимками.
20.10.43 года после нанесения бомбардировочного удара по станции АЛЕКСАНДРИЯ – ПРОТОПОПОВКА, на обратном маршруте над аэродромом БЕРЕЗОВКА группа встретилась с бомбардировщиками противника до 30 Ю-87, собиравшихся на бомбардирование наших боевых порядков. Ведущий группы гвардии генерал-майор ПОЛБИН принял решение вступить в воздушный бой с бомбардировщиками противника. Дерзко врезавшись всей группой в боевой порядок самолетов противника, пулеметным огнем уничтожено 7 вражеских самолетов, остальных заставили сбросить бомбы в районе своего аэродрома, чем сорвали замысел врага. В этом бою Аксенов проявил себя храбрым воздушным бойцом в упор расстреливая самолеты противника и вышел с боя победителем, за что получил благодарность от командующего фронтом.
17.1.44 года звено АКСЕНОВА в составе 9 самолетов ПЕ-2 нанесло бомбардировочный удар по укрепленному пункту противника АНДРЕЕВКА, в результате чего уничтожено 1 склад ГСМ и 18 домов в которых размещались немецкие войска, за что получил благодарность от командира полка и фотомонтаж цели.
12.4.44 года Аксенову была поставлена задача – звеном разбомбить ж. д. мост через Прут Зап. Пункта УНГЕЛЬ. Точно вывел звеном на цель и с горизонтального полета разбил переправу и ж. д. мост, за что получил благодарность от командира корпуса и награжден часами.
а время участия в Отечественной войне совершил 56 успешных боевых вылетов, из них: 28 раз водил звено, выполнял задания с пикирования – 10 раз. Самый храбрый в совершенстве владеющий техникой пилотирования на самолете Пе-2, героически сражающийся с немецкими фашистами, отлично выполняющий самые сложные боевые задания командования при любых метеоусловиях.
За отличное выполнение боевых заданий командования по ликвидации июльского наступления немцев на Белгородскойм направлении имеет две благодарности от т.СТАЛИНА и две от командира 1 Б АК и 1 ГБ АД. Награжден орденом Отечественной войны II степени.
27.2.43 г. при выполнении боевого задания в районе С.Русса был подбит ЗА пр-ка правый мотор, несмотря на это, на одном моторе дотянул до цели, отлично выполнил боевое задание командования и почти неуправляемый самолет посадил на своей территории, спас жизнь экипажу и самолет.
5.7.43 г. при выполнении боевого задания, несмотря на сильное сопротивление ЗА пр-ка, задание выполнил на отлично, цель сфотографировал и доставил ценные данные для командования.
3.8.43 г. вылетел на бомбежку скопления танков в лесу зап.Таврово. Первым заходом с пикирования своим бомбовым грузом нанес большой ущерб противнику. Вторым заходом с высоты 700м обстрелял живую силу противника с передних пулеметов.
С 5.9.43 г. по настоящее время имеет 31 боевой вылет на Белгородском направлении. За проявленное мужество и доблесть достоин правительственной награды Ордена «Красное знамя».
В дальнейшем уничтожал скопления войск противника, переправы и эшелоны гитлеровцев в районах Полтавы, Кременчуга, Днепропетровска, Кировограда.
Выполняя боевое задание по уничтожению мостов на Днепре в районе Днепропетровска и Кременчуга в составе девятки Пе-2, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, прямыми попаданиями с пикирования уничтожил до 30 машин с живой силой и техникой, на некоторое время вывел из строя Кремечугский мост, за что получил благодарность командира корпуса.
http://memory.cdo-revda.edusite.ru/p74aa1.html#vov_spravka
Комментарии
Отправить комментарий